Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинеты |
Назначение, оборудование |
Кабинет заведующего |
Назначение: ведение административно-хозяйственной работы, проведение совещаний с сотрудниками ДОУ, консультирование родителей (законных представителей) воспитанников. Оснащение: рабочий стол, ноутбук с выходом в Интернет, телефон, стеллаж с действующей нормативно-правовой документацией и локальными актами ДОУ. |
Методический кабинет |
Назначение: осуществление методической работы, проведение педагогических советов, занятий с родителями, заседаний ППК, консультаций с педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников. Оснащение: нормативно-правовая база организации деятельности ДОУ, современные программы и технологии дошкольного образования, методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками, обобщенный положительный опыт педагогов, библиотека методической и детской литературы, демонстрационный, дидактический и игровой материала для организации педагогической деятельности с дошкольниками; 1 компьютер и 1 ноутбук, подключенные к сети «Интернет», 2 МФУ (принтер, сканер, ксерокс), телевизор, ламинатор, музыкальный центр. |
Музыкальный зал |
Назначение: проведение музыкальной и театрализованной деятельности, праздников, досугов, развлечений, методических объединений. Оснащение: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук, 2 микрофона, детские музыкальные инструменты, атрибуты для инсценировок, ширма, маски, материал к тематическому оформлению праздников; учебно-методическая литература, фонотека; стулья взрослые и детские. |
Физкультурный зал |
Назначение: проведение утреней гимнастики, занятий физической культурой, спортивных мероприятий; осуществление индивидуальной и подгрупповой физкультурно- оздоровительной работы с воспитанниками. Оснащение: фортепиано, музыкальный центр, спортивный инвентарь (шведская стенка, канаты, маты, мягкие спортивные модули, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастический палки, мешочки для метания, индивидуальные коврики) и нестандартное спортивное оборудованием для освоения ОВД, проведения ОРУ, выполнения спортивных упражнений. |
Спортивная площадка |
Назначение: проведение образовательной деятельности по физической культуре на воздухе, организация и проведение спортивных мероприятий (праздников, развлечений, досуга) |
Кабинет учителя-логопеда |
Назначение: оказание коррекционной и практической помощи детям, имеющим нарушения речи. Оснащение: шкаф, стеллажи с дидактическими игровыми пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом по лексическим темам, рабочая документация, диагностический материал, речевые карты, рабочий стол, детский стол для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, детские стулья, настенное зеркало, светильники. |
Кабинет педагога-психолога |
Назначение: оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса. Оснащение: диагностический и консультативный материал, рабочая документация, коррекционно-развивающие игры, сенсорный стенд, мягкие модули; рабочий стол, компьютер, МФУ, детский стол для индивидуальной работы с воспитанниками, настенное зеркало, светильники. |
Групповые ячейки (количество групп — 12) |
Назначение: воспитание и образование детей дошкольного возраста. Каждая возрастная группа имеет: приемную, игровую, спальную комнаты, комнату гигиены. Посудомоечную. Оснащение: групповые помещения оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом детей. |
Объекты для проведения практических занятий
Кабинеты |
Назначение, оборудование |
Музыкальный зал |
Назначение: проведение музыкальной и театрализованной деятельности, праздников, досугов, развлечений. |
Физкультурный зал |
Назначение: проведение утреней гимнастики, занятий физической культурой, спортивных мероприятий; осуществление индивидуальной и подгрупповой физкультурно- оздоровительной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Спортивная площадка |
Назначение: проведение образовательной деятельности по физической культуре на воздухе, организация и проведение спортивных мероприятий (праздников, развлечений, досуга). |
Кабинет учителя-логопеда |
Назначение: оказание коррекционной и практической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения речи. |
Кабинет педагога-психолога |
Назначение: оказание психологической помощи инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья. |
Групповые ячейки (количество групп — 12) |
Назначение: воспитание и образование детей дошкольного возраста. |
Библиотека
Библиотека для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья детского сада располагается в познавательном кабинете, в котором собран и систематизирован детский библиотечный фонд. Обслуживание участников образовательного процесса организуется в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными с санитарно-гигиеническими нормами. Весь библиотечный фонд учитывается. Деятельность библиотеки регламентируется Положением.
Спортивные объекты
Кабинеты
Назначение, оборудование
Физкультурный зал
Назначение: проведение утреней гимнастики, занятий физической культурой, спортивных мероприятий; осуществление индивидуальной и подгрупповой физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками.
Оснащение: фортепиано, музыкальный центр, спортивный инвентарь (шведская стенка, канаты, маты, мягкие спортивные модули, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастический палки, мешочки для метания, индивидуальные коврики) и нестандартное спортивное оборудованием для ведения физкультурно- оздоровительной работы с отдельными категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения общеразвивающих упражнений, выполнения спортивных упражнений.
Спортивная площадка
Назначение: проведение образовательной деятельности по физической культуре на воздухе, организация и проведение спортивных мероприятий (праздников, развлечений, досуга).
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие образовательную деятельность, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).
В кабинете учителя-логопеда имеются средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного оснащения;
- комплект зондов для постановки звуков;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
При организации образовательной, игровой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 113» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В Учреждении разработан паспорт доступности для инвалидов МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 113» и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Измененеия и дополнения в паспорт доступности
Для обеспечения получения услуг:
- разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий, памятка при общении с незрячими людьми, имеющими плохое зрение и памятка при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении;
- заключен договор об оказании услуг сурдоперевода с Курским региональным отделением общероссийской организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;
- организована работа по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильних групп населения.
Наше Учреждение имеет следующее оснащение, обеспечивающее доступ на объект и оказываемым услугам маломобильным гражданам:
- Асфальтированную площадку;
- Кнопку видеовызова на калитке ДОУ;
- Схему-навигацию по дошкольному образовательному учреждению;
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Услуги, которые в случае трудности посещения здания учреждения, оказываются на дому:
- прием и оформление документов по зачислению ребенка в дошкольное учреждение;
- подтверждение очередности.
По электронной почте Учреждения mdou-113kursk@yandex.ru, по телефону +7 (4712) 37-10-99
Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий
Памятка при общении с незрячими людьми, имеющим и плохое зрение
Памятка при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении
Специальные условия питания
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с десятидневным перспективным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. При составлении десятидневного меню используется разработанная картотека блюд.
В детском саду организовано 4-х разовое питание. Промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3,5-4 часа, объем ее строго соответствует возрасту детей. Питание воспитанников, в соответствии с принципом щадящего питания, предусматривает использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, тушение, запекание, исключает жарку блюд. В рацион питания включены все основные группы продуктов, проводится круглогодичная С-витаминизация готовых блюд. В ежедневном меню предусмотрена суточная норма молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда.
Основными принципами организации питания в ДОУ являются:
— соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка;
— сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
— максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
— правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, высокие вкусовые качества блюд;
— оптимальный режим питания, позитивная обстановка при приеме пищи.
Организованное питание в ДОУ создает необходимые условия для гармоничного роста, физического и нервно-психического развития воспитанников, устойчивости их к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды, кроме того, формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на старшую медицинскую сестру. Организация питания постоянно находится под контролем руководителя.
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется, так как медицинскими показаниями выше указанных категорий детей индивидуальное питание не предусмотрено.
Специальные условия охраны здоровья
В Учреждении созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»)
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Медицинское обслуживание обеспечивает ОБУЗ «Детская городская больница № 3». Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их деятельности. Медицинский персонал наряду с администрацией Учреждения несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Дошкольное учреждение имеет согласованный с комитетом образования и науки Курской области и Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Курской области Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения.
Организация питания воспитанников
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Транспортирование продуктов осуществляется специальным транспортом поставщика. Имеется десятидневное меню, разработаны технологические карты. В Учреждении организовано 4-х разовое питание воспитанников. Контролирует организацию питания заведующий Учреждением.
Определение оптимальной учебной нагрузки, режима занятий
Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха детей и молодежи», СП 2.4.3648-20 составлены:
- режим дня воспитанников в Учреждении с учётом возраста детей;
- расписание НОД для каждой возрастной группы, ведётся суммарный учёт времени, отведённого для организации НОД (непосредственно образовательной деятельности) также для каждой возрастной группы.
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда в Учреждении
Педагоги Учреждения стараются дать детям не только знания, но и выработать у них сознательную установку на здоровый образ жизни. С этой целью используют различные формы работы с детьми и родителями: выпуски стенгазет, тематические недели здоровья, спортивные праздники. Педагоги на практике применяют технологии обучения здоровому образу жизни: это проблемно-игровые тренинги, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», коррекционные технологии и их элементы. Имеется специальная литература по физическому воспитанию и развитию детей, который постоянно пополняется новыми книгами и пособиями, кроме того, имеется богатый выбор литературы для детей по формированию здорового образа жизни.
Профилактика заболеваемости и оздоровления детей
В общем комплексе профилактических мероприятий выделяются вопросы выполнение режима дня, правильной организации сна и бодрствования, питания, физического воспитания и закаливания.
Воздушный режим – важнейший элемент профилактики респираторных заболеваний. Свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекции. Проветривании помещений осуществляется пор графику и в отсутствие детей в группе.
Правильная организация питания, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребёнка имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребёнка к инфекции.
Закаливание детей является мощным средством профилактики простудных заболеваний. Температура в групповых помещениях соответствует санитарным нормам. Прогулки проводятся в любую погоду. В зимний период в безветренную дети младших групп гуляют при температуре воздуха -15 градусов, дети старших групп – до –20 градусов. Для большего оздоровительного эффекта стараемся сочетать прогулку с физическими упражнениями на свежем воздухе.
С целью нераспространения острых респираторных инфекций проводится облучение помещений бактерицидными лампами (в утренние часы до прихода детей в детский сад).
Обеспечение безопасности воспитанников в Учреждении
В целях обеспечение безопасности и антитеррористической защищённости детского сада используются следующие технические средства:
— Система пожарной сигнализации;
— Кнопка тревожной сигнализации – система оперативного оповещения дежурных подразделений УВД о факте незаконного вторжения в детский сад или незаконных действий.
В течение рабочего дня обеспечивается охрана воспитанников и сотрудников на территории детского сада, во время прогулки детей. Регулярно проводится обход здания и территории на предмет обнаружения посторонних и подозрительных предметов.
Вход в здание образовательного учреждения посетителям разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учёта посетителей.
Всеми сотрудниками строго выполняются приказы и инструкции по пожарной безопасности. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, необходимым числом огнетушителей. При малейшем задымлении срабатывают датчики, и сигнал о пожаре автоматически уходит на пульт диспетчера пожарной охраны.
В детском саду разработаны планы и инструкции по эвакуации, регулярно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и сотрудников из здания.
Текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников
Отслеживается динамика показателей здоровья детей, заболеваемость, показатели пропусков по болезни.
Определяется уровень физического развития детей (антропометрические данные (2 раза в год).
Определяется уровень физической подготовленности детей (сентябрь, апрель).
Диспансеризация детей старшего дошкольного возраста.
Медицинское обслуживание
Медицинский персонал наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников.
Каждый ребёнок, посещающий детский сад, имеет медицинскую карту и прививочный сертификат.
Медицинской службой детского сада осуществляются следующие виды деятельности:
- фильтр детей;
- контроль за питанием;
- отслеживание плотности физкультурных занятий;
- контроль за выполнением требований гигиены по организации деятельности ребёнка в ДОУ.
Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала в Учреждении оказываются бесплатно.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 113" отсутствуют